Христанская медитация

Международное общество христианской медитации
общество | группы | статьи | видео-аудио | галерея | магазин | контакты | ссылки

МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВО ХРИСТИАНСКОЙ МЕДИТАЦИИ
(The World Community for Christian Meditation)
www.wccm.org

"MEDITATIO-Киев 2011"
Сессия вопросов-ответов


Видео сессии вопросов-ответов, 1 и 2 часть

Вопрос 1.
"Во время медитации мне очень мешает воображение. Как от него избавиться?" "Можно ли делать медитацию более 30 минут?"

о.Лоренс:

Мы замечаем, что наше сознание склонно к отвлечениям, его можно сравнить с деревом, по которому скачут обезьяны. Можем ли мы убрать все эти отвлечения, весь это шум? Да, конечно мы можем это сделать. Это то же самое, как если бы вы находясь в плохой физической форме, начали бы ходить в тренажерный зал, бегать по утрам, устраивать долгие прогулки. Сначала из-за своего плохого состояния здоровья вы не можете нормально дышать, вы тяжело себя чувствуете. Что вы делаете в таком случае? Вы практикуетесь, делаете сначала ежедневно небольшие упражнения. И со временем вы начинаете чувствовать себя все лучше и лучше. Необходимо делать медитацию регулярно. Я рекомендую заниматься дважды в день - утром и вечером. Большинству людей кажется, что утренняя медитация проще, а вторую сделать гораздо сложнее. Но не сдавайтесь, продолжайте ваши попытки, и со временем вы обнаружите, что именно вторая медитация станет вас особо поддерживать.

Завтра мы будем говорить о стадиях медитации. Чтобы понять это, необходимо время, но постепенно вы увидите результат. И я рекомендую поставить себе цель - освоить эти два ежедневных периода. В общем-то, ваша медитация должна занимать в среднем от 20 до 30 минут. Если вы имеете больше времени, лучше сделать большее количество раз, чем увеличивать время одной сессии. Трудно удерживать концентрацию на протяжении долгого периода времени. 20 минут - это минимум, так как довольно много времени занимает сам процесс успокоения нашего сознания. Это похоже на выпекание хлеба - если вы будете вынимать хлеб каждые 2 минуты, он никогда не допечется. Необходимо отдать практике столько времени, чтобы сознание успело успокоиться. Но если вы будете сидеть слишком долго, есть опасность, что вам захочется спать, и ваша концентрация будет понижаться.

Вопрос 2.
"При медитации мы сосредотачиваем внимание на слове, или на своем сердце и состоянии души?"

о.Лоренс:

Цель медитации - обрести простоту. Поэтому нам необходима одна точка концентрации. К примеру, дети всегда легко концентрируются на одной конкретной вещи. Именно поэтому им легко медитировать. Когда мы обращаемся к медитации в более зрелом возрасте, мы намного больше склонны к отвлечениям. За время нашей жизни мы становимся более усложненными, мы больше оцениваем себя. Счастлив ли я, будет ли это хорошо для меня? В медитации мы практикуемся в простоте через одну точку концентрации. Мы уделяем абсолютно полное внимание слову. Не тому, что мы чувствуем и что происходит. Возможно, сначала это прозвучит и странно, но когда вы начнете свою практику, вы осознаете ценность этого. Вы должны помнить, что, произнося слово, вы совершаете акт веры, абсолютный и тотальный акт веры. И вера открывает вас к любви, как к дару. Таким образом, можно сказать, что произнесение слова становится разновидностью таинства веры. Мы только что вернулись с Мессы, которая является нашим священным таинством, в ходе нее мы используем множество слов и жестов. Медитация является для нас внутренним таинством, и она также фокусируется на реальном присутствии Христа. В произнесении слова проявляется таинство нашей веры, и цель медитации - вести нас к большей глубине союза, единения с Христом. Поэтому стоит уделять полное внимание именно слову.

Мы говорим о том, что можно назвать опытом нищеты духа. "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное" (Мф 5, 3). Как вы думаете, что можно назвать "нищетой духом"? Христос говорил о счастье. Как же мы можем быть счастливы и нищи одновременно? Дело в том, что это несколько иной тип нищеты. Это не нищета отсутствия, в которой мы лишены каких-то вещей, а нищета необладания. Медитируя, мы позволяем всему, чем мы владеем или пытаемся владеть уйти. Всем вещам, всему, к чему мы привязаны - нашим мыслям, планам, желаниям, эмоциям и возбужденности, нашим печалям и страхам. Нищета духа - это когда мы позволяем всему этому уйти, с целью насладиться даром Бога. Обычно мы радуемся, обладая чем-то. Когда мы произносим слово, когда позволяем всему этому отойти, мы погружаемся в эту нищету духа в истинном христианском смысле.

Это вызов и испытание нашего понимания веры. Часто в наших молитвах проявляется желание что-то получить. Но в медитации мы не стремимся ничего получать, не пытаемся ничем завладеть. Мы позволяем себе стать нищими духом, раскрывая истинный смысл Царствия. Это потеря и обретение, то, о чем я сегодня утром говорил. Иногда мы должны что-то утратить, чему-то позволить отойти, чтобы впоследствии это найти. Такая находка утраченного ранее станет истинной радостью.

Вопрос 3.
"Медитация приближает нас к Господу. На что мы можем надеяться в результате, на что Господь направит наш взгляд? Какую способность мы рассчитываем приобрести?"

о.Лоренс:

Приступая к медитации, мы знаем о ее позитивном воздействии на нас. Об этом нам могут рассказать врачи, психотерапевты. Медитация нормализует кровяное давление, позволяет научиться контролировать эмоции, гнев. Допустим, все это своеобразные плюсы медитации. Это те качества, которые могут измерить врачи и ученые. Мы же подходим к медитации как к молитве, хотя и при этом хорошей новостью является то, что все эти плюсы никуда не деваются - ведь Божья благодать действует в нашей природе.

Подходя к медитативной практике, как к форме молитвы, мы осознаем духовные плоды молитвы. Св. Павел говорит нам о них, это - любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, смирение, самообладание. Духовные плоды не измерить научными методами, но они могут стать истинными знаками перемен, происходящих в нас. На что же указывают эти знаки, быть может мы становимся святыми? Идеальными людьми? Нет, ведь даже святые не идеальны. Никто не идеален, только Бог. Мы же видим как Божественная жизнь начинает произрастать в нас. И она меняет нас. К чему же нас ведут эти изменения? К самому Богу. Это и есть послание христианства, цель нашей жизни - союз с Богом.

Как говорили Отцы Церкви - "Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом". Это не что-либо современное, это послание, происходящее из первых веков христианства. Когда мы наблюдаем в себе развития этих качеств Святого Духа, мы видим как жизнь Бога меняет и расширяет нас. По прежнему осознавая все свои падения и ошибки, мы больше не фокусируемся на них. Проблема многих христиан - это одержимость понятием греха, замещающая концентрацию на Божьей благодати. Конечно, все мы грешны, но намного более важно то, что в нас действует благодать. Благодать, которая способна нас изменить, а не ощущение пессимизма и самоотрицания.

Я дам вам несколько примеров. Один мужчина еженедельно посещает Лондонскую группу медитации. Он говорит, что в его медитации ничего не происходит. Он задается вопросом, не тратит ли он свое время попусту. Но все же еженедельно он возвращается в группу. Однажды он не пришел, и все решили, что должно быть, он сдался. Но в конце медитативной сессии он появился, и, извинившись за опоздание, рассказал следующую историю. Собираясь на собрание группы, он пошел за автомобилем в гараж. Затем, выезжая, он встретился с соседскими детьми, которые инсценировали несчастный случай, в котором они начали его обвинять. Английские дети не так хороши, как украинские. Они притворились, что он задел их машиной, и стали требовать денег. Он же, будучи опечален ситуацией и стремясь ее разрешить, предложил позвать родителей и полицию. Детям не понравилась эта идея, и они отказались от своих планов. Далее, по его словам, он понял, что происходит нечто странное, и вот как он это описал. "Обычно я знал себя как человека нервного и страстного, если бы что-то подобное произошло в прошлом, я бы ужасно разозлился бы. Но, как ни странно, в данной ситуации я все время чувствовал себя спокойно. Мне даже показалось это смешным! В моей медитации ничего не происходит, но я меняюсь. И я знаю, почему."

Во второй истории речь пойдет об одной женщине, которая хотела рассказать о медитации своему мужу. Он же говорил ей, что даже слышать не хочет ни о чем подобном. Единственное, в чем он пошел на уступку, это то, что он сказал - "ты можешь медитировать, я буду в это время соблюдать тишину, но в остальное время я не хочу ни о чем таком даже слышать." Целый год она медитировала каждый день, муж соблюдал свое условие, и она никак при нем не упоминала тему медитации. И одним субботним утром, во время завтрака, муж спросил ее, медитировала ли она сегодня. Она, удивившись, сказала, что, мол, еще нет. В ответ же он выразил желание присоединиться к ней сегодня, сказав - "я за тобой внимательно наблюдал весь этот год, и заметил, что ты стала намного более легким и приятным человеком, быть может это позитивно скажется и на мне."

Третья история такова. Одна женщина пришла в наш центр, и сказала, что уже год медитирует, и считает медитацию прекрасным даром для себя. Она не понимает его до конца, но собирается продолжать. Также она сказала - "вы говорили, что во мне что-то переменится, но ничего не происходит, моя семья считает, что я стала еще хуже. И я сама так думаю. Я часто могу раздражаться, злиться на них. Мне говорят, что я становлюсь еще хуже, более эмоциональной, несмотря на медитацию". Когда я спросил ее, нравилось ли ей все, что ее окружает ранее, она ответила - "нет, никогда". Когда она была маленькой девочкой, ее мать говорила своим дочерям, что никогда нельзя демонстрировать свои эмоции и гнев, говорила, что это позволено только мужчинам, для женщин же это социально неприемлемо. И вот что происходило - 45 лет она подавляла в себе свою злость, свои эмоции. И конечно же такое подавление не может быть ничем хорошим. Иисус сказал, что все тайное становится явным. Только сейчас она начала высвобождать свой гнев, который должен быть рано или поздно выпущен наружу. Конечно, этот процесс должен быть контролируемым. Я надеюсь, что когда увижу ее через год, она расскажет мне о том, что научилась контролировать свои эмоции сознательным образом.

Мы можем сказать, что чем более глубоко мы молимся, тем в большей степени мы позволим Духу Божьему свободно работать в нас. В ответ на наш вопрос мы можем сказать еще одну вещь. Медитация сделает нас более любящими людьми. Она сделает каждого из нас в большей степени самим собой. Становясь любящим человеком, вы становитесь самим собой, и начинаете любить также и себя.





 

Рассылка новостей
Подпишитесь на рассылку новостей и обновлений.

www.wccm.ru
www.wccm.org.ua
www.christian-meditation.com.ua

info@wccm.org.ua


 
Христанская медитация Христанская медитация